ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

https://farandole-dance.ru аида салон танцевальной обуви.

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Школьный базар

                    Школа охраняется

                    Канули в Лету беззаботные времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Именно необходимостью, а не модой вызвано появление у дверей школ, гимназий и прочих учебных заведений фигуры охранника. «Школа охраняется» звучит для иных родителей так же магически, как «граница на замке». Насколько эффективно осуществляется охрана школ и кто те люди, которым мы доверяем жизнь и здоровье наших детей? Корреспондент газеты «Трибуна» попытался найти ответы на эти вопросы. Статья под названием «Часовой спит, урок идет» опубликована в номере от 26 февраля.

                    Вечером 16 ноября 2007 года в школу одного из крупных областных центров ворвались двое пьяных молодых людей. Они оттолкнули вахтера и устремились на второй этаж, где стали врываться во все кабинеты. В одном из классов, где шел урок, учительница попросила их выйти из класса, однако непрошеный посетитель начал кричать, что ищет племянника. Педагог попыталась вытолкнуть хулигана в коридор, но тут раздались выстрелы. Одна из пуль попала учительнице в плечо. Стрелявших задержал наряд милиции, который вызвал прохожий... Этот случай заставляет вспомнить жестокие реалии 90-х годов прошлого века. Именно для того, чтобы оградить детей от подобных случаев, и были призваны в школы «люди в черном». Тогда в новоиспеченных частных элитных лицеях и гимназиях, где учились отпрыски преимущественно богатых родителей или высокопоставленных чиновников, опасались киднеппинга. Однако если в таких заведениях безопасность обеспечивали сотрудники частных охранных предприятий (ЧОПов), то в большинстве обычных школ за порядком следили штатные сторожа. Скоро стало ясно, что в новых условиях они со своими обязанностями катастрофически не справляются.

                    Потом грянул Беслан… После трагических событий в Северной Осетии к вопросу безопасности в школах вернулись вновь. МВД ужесточило контроль за частными охранными организациями и сильно проредило ряды ЧОПов. Договора, которые подобные организации могут заключать со школами, прошли множество шлифовок, доработок и огранок и обросли большим количеством приложений и инструкций на все случаи жизни. Кроме того, было принято решение оборудовать все школьные учреждения «тревожными кнопками». Вроде бы дело в шляпе. Но случай, с которого начат рассказ, говорит о том, что все эти меры отнюдь не гарантируют безопасности школьников. Несмотря на присутствие охранника у дверей, хулиганам все же удалось прорваться на территорию школы, нагнать страху на школьников и выстрелить в учительницу... Куда более страшный случай произошел в Ульяновске. Там во дворе 40-й математической школы малолетние бандиты, невзирая на школьную охрану, не столь давно убили лицеиста Сергея Андрюшина…

                    Чего ждут родители от человека, который в течение всего учебного времени обязан следить за безопасностью детей? Во-первых, он должен не допустить появления в школе разного рода нежелательных лиц. Во-вторых, следить за тем, чтобы школу не захватили террористы. В-третьих, он обязан пресекать драки между детьми и подростками, а также следить за сохранностью личных вещей ребенка. В общем, как в известной сказке Пушкина: «Нужен мне работник – повар, конюх и плотник». А как понимают свои обязанности охранники? «В обязанности охранника не входит следить за порядком в школе, чтобы дети не баловались, – сказал мне руководитель одного из столичных ЧОПов. – Он должен обеспечивать безопасное нахождение учеников в школе – не пропускать в здание посторонних людей, осматривать периметр школы, то есть выполнять охранные функции, а вовсе не воспитательные».

                    Кстати, с осмотром «периметра» тоже не все ясно. По требованиям пожарной безопасности, запасные выходы нельзя закрывать на замок, их замыкают на щеколды. Если директор школы не выполнит инструкцию, ему грозит штраф. Но дети, конечно же, открывают щеколды, и получается проходной двор. Каждый профессионал во время дежурства обязательно должен делать обход охраняемого объекта. «А кто в это время останется на посту? – вопрошают руководители ЧОПов. – Ведь согласно инструкции, охранник должен постоянно находиться на рабочем месте, следить за тем, кто заходит в школу. Между тем по трудовому законодательству, если человек несет службу 12 часов, ему час сорок положено на прием пищи». В управлении образования нам говорят: «Пусть остается дежурный администратор». Но ведь у него тоже свои дела: урок или что-то другое. Получается, охранник на входе в школу физически не способен выполнять воз взваленных на него обязанностей. Что в итоге? «Приходится договариваться, – разъясняет мне знакомый школьный охранник, – из школьных подростков выбираю несколько авторитетов. С ними заключаю негласный договор. С их стороны – помощь в наведении порядка в школе. Я со своей стороны закрываю глаза на их… шалости».

                    Охранник в школе должен не только уметь, скажем, нейтрализовать физически крепкого злоумышленника, но и найти общий язык с детьми и подростками, следовательно, обладать педагогическими навыками. А что в действительности? Оказалось, что в большинстве случаев это человек, которому от 40 до 50 лет. Чаще всего в органах правопорядка ранее не служивший. Поскольку те, кто устраивается на работу в ЧОПы после увольнения из милиции, редко соглашаются работать в школах. О педагогических навыках говорить не приходится. Их попросту нет. Профподготовка усредненного школьного охранника, как правило, ограничивается окончанием школы частной охраны и в лучшем случае прослушиванием дополнительного месячного семинара по работе в школе. Вывод: попадают в школьную охрану чаще всего случайные люди. Так надо ли удивляться вопиющим случаям, которые время от времени получают огласку? Например, в Твери школьный охранник Александр Суханов «по совместительству» торговал в школе наркотиками. Проработал в тверской средней школе №29, пока его не вычислили, почти десять лет.

                    Помочь ответить на вопрос «Как сделать охрану более эффективной?» могли бы педагоги. Но истинным сюрпризом оказалось нежелание учителей и директоров образовательных учреждений общаться на данную тему. В подавляющем большинстве представители школьной администрации ревниво опекают свой замкнутый внутришкольный мир, тщательно избегая любых комментариев, которые могут быть неверно поняты и способствовать вынесению сора из избы. Признавая наличие проблемы в целом, они категорически отвергают малейшие намеки на то, что она имеет место на их территории. Так же ведут себя и учителя («нам здесь еще работать»), и родители («моему ребенку здесь еще учиться»), и охранники, с которыми удалось поговорить начистоту. Как правило, подобные разговоры проводились где-нибудь в нейтральных местах, чтобы «не попасться на глаза». Главным условием было соблюдение инкогнито. Первое шокирующее откровение от одного из бывших охранников одной из московских школ: наркоторговля на территории школы ведется иногда… самими школьниками.

                    Охранник, находясь на посту, несет службу, руководствуясь в первую очередь «Законом о частной охранной и детективной деятельности». Согласно этому документу, в обязанности школьных стражей входит только контрольно-пропускной режим. Ни за жизнь и здоровье ребенка, ни за сохранность имущества учеников, ни за драки между подростками охранник ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ. Это забота милиции и школьной администрации! Вмешиваться во внутришкольные преступления охранник права не имеет. Тем не менее он, как стрелочник, отвечает за все. «У нас же охрана есть, – возмущаются родители, когда узнают о краже из школьного гардероба или о драке между школьниками, – почему она бездействовала?» Впрочем, при известной дотошности и упорстве всегда есть возможность добиться возмещения ущерба напрямую от руководства ЧОПа. Несмотря на довольно четкие условия договора об охране, директора ЧОПов, как правило, склонны «договориться полюбовно». Поскольку боятся огласки. Огласка не нужна и директорам школ, поскольку криминальные происшествия – удар по престижу школы, репутации ее руководителя. Есть и еще один повод для молчания: скандал заставляет присмотреться к финансовым схемам оплаты труда охранников и правомерности поборов с родителей в их пользу. А уж это-то и подавно никому из директоров школ не нужно. А между тем вопросы безопасности школьников требуют немедленного разрешения. Совершенно очевидно: заниматься этим должны специально обученные квалифицированные люди. Для этого необходима система подготовки и система соответствующих квалификационных экзаменов. Нужна иная система оплаты труда охранников. Сейчас они официально получают мизерные деньги, неофициально – чуть больше, но все равно мало. Между тем их зарплата должна быть достойной и оплата труда – прозрачной. Нужно пересмотреть отношения между школьными администрациями и ЧОПами. В ясной форме изложить пункты, исполнение которых необходимо для обеспечения безопасности детей. И понять, что ЧОП может реально и чего ему не хватает для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. А еще необходимо понять в принципе – способен ли ЧОП как структура справляться с возложенными на него задачами? Общество пока, увы, не делает в осмыслении этих проблем никаких шагов. В итоге школы продолжают быть территориями риска. Свежий факт из ленты новостей: в Калининграде психически ненормальный местный житель несколько дней назад явился в школу с пневматическим пистолетом, чтобы, как он объяснил, убивать детей... Директору удалось вызвать милицию. В этот раз все обошлось. Обойдется ли в следующий?

                    Проблема обеспечения безопасности школ – не только российская головная боль. Например, в Израиле эта проблема стоит особенно остро. Поскольку армия и полиция не в силах охранять все гражданские объекты от потенциальных террористов, инициативу в свои руки решили взять родители учеников. Новую боевую единицу в израильской прессе уже шутливо прозвали «родительскими коммандос». Их подготовкой занимаются полицейские. На специальных занятиях, которые проводятся прямо в помещении школы, родители познают азы полицейского ремесла. Они с готовностью тратят на это свое личное время и даже берут отпуск на работе, чтобы охранять своих детей. Ряды «родительских коммандос» уже насчитывают более 2 тысяч человек. В США уже давно существует институт школьных полицейских, которые следят за порядком, не дают развернуться собственным хулиганам и явившимся с недобрыми намерениями чужакам. Министерство образования Великобритании включило в систему школьной безопасности учителей. Оно рекомендует педагогам обыскивать школьников, если возникнут подозрения, что те носят при себе оружие. Педагогов обучают технике обыска и даже разрешают «использовать силу в разумных пределах», например, чтобы заставить ученика снять верхнюю одежду. В Германии в настоящий момент создается институт «школьных шерифов», которые должны гарантировать безопасность детей в школе во время занятий и вне здания. В Гамбурге и в земле Мекленбург в школах устанавливают системы теленаблюдения, руководство учебных заведений и преподаватели обязаны незамедлительно заявлять об актах насилия. В Берлине в некоторых неблагополучных школах создаются системы безопасности и контроля: школьники формируют патрули, которые занимаются наблюдением и предотвращением актов насилия.

                    Из типовой инструкции по охране образовательного объекта, которая обычно утверждается департаментом образования. Сотрудникам охраны запрещается: – принимать личные вещи сотрудников объекта и посетителей даже на непродолжительное время (при краже одежды кого-нибудь из преподавателей поиск виновного не подразумевается. – «Трибуна»); – оказывать любые другие услуги, кроме охранных (пресечение драки между подростками охранной услугой не является. – «Трибуна»). Порядок действий охраны: – осуществлять пропускную систему по визиткам, удостоверениям личности, спискам лиц, прибывших к руководству, записывать в журнал учета посетителей и по разрешению соответствующего должностного лица сопровождать посетителя к нему (однако как это осуществить физически, имея прямое указание о невозможности покинуть свой пост? – «Трибуна»); – проверять во время перерывов между уроками туалетные комнаты на предмет недопущения курения учащихся (это требует ухода с поста. – «Трибуна»); – обеспечивать контроль по недопущению вноса в школу колющих и режущих предметов, табачных, алкогольных и наркотических изделий и т.д. (непонятно, каким образом охранник может это осуществлять, поскольку обыскивать учеников он не имеет права и проверять их портфели – тоже. – «Трибуна»). Каким образом качественно выполнять обязанности, не отступая от данной инструкции? Этот вопрос, увы, остается открытым.

                    19 апр 2011

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |