ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Абитуриенты

                    Уже через несколько лет как государственные, так и негосударственные вузы России столкнутся с проблемой нехватки абитуриентов. В 2004 году количество выпускников уменьшилось на 30 тысяч, а к 2015 году их уже будет всего 760 тысяч. Сегодня вузы России принимают 1 млн. 250 тыс. человек, а ПТУ и техникумы соответственно еще 3 тыс. 800 и 2 тыс. 800 человек. Вывод здесь напрашивается один – вузам предстоит тяжелая конкурентная борьба. Если перестройка ПТУ и техникумов пройдет так красиво, как ее сегодня представляют народу чиновники, вузам предстоит еще и конкурентная борьба со звеньями начального и среднего профобразования. Перед магической властью больших денег, а именно их обещают школьникам после завершения обучения в преобразованных ПТУ, устоять трудно. О проблеме – «Независимая газета» от 4 февраля.

                    Существует такая распространенная точка зрения, что негосударственные вузы – рассадник некачественного высшего образования. Точка зрения, конечно же, ошибочная, как и всякая другая, основанная на общих выводах из частного случая. Но часть людей убеждена, что негосударственное образование – это коммерческое, предусматривающее выгодное вложение средств с очень большой отдачей. «Но «прихлопнуть» высшее коммерческое образование (как предлагают многие) нельзя, – говорит автор публикации, – надо просто научиться с ним работать, исправить все ошибки, которые были допущены при его формировании. Я считаю, что решающей ошибкой является предоставление права негосударственным учебным заведениям давать дипломы государственного образца». «Это право совершенно ни на чем реально не основано, поскольку учебные заведения получают его в случае аккредитации, а аккредитации покупаются. Вот и вся схема. Негосударственные учебные заведения ни при каких обстоятельствах не должны выдавать диплом государственного образца, а должны выдавать свой собственный диплом...» – говорит Виктор Данилов-Данильян, член-корреспондент Российской академии наук.

                    Просто взять и лишить негосударственные вузы права выдавать дипломы государственного образца нельзя, считает в то же время автор идеи. Народ выйдет на улицы. Но и затягивать с этим процессом тоже невозможно. По мнению Данилова-Данильяна, это нужно сделать «быстро, но мягко и по возможности безболезненно для населения, для студентов». Например путем присоединения негосударственных вузов к государственным и так далее... Как заявил Владимир Зернов, президент Ассоциации негосударственных вузов России, сегодня государственные и негосударственные вузы играют пока на разных полях. Если все будет развиваться так и дальше, то ситуация будет только усугубляться. И поэтому негосударственные вузы хотят одного – равноправия. В законе оно вроде бы провозглашено, но носит декларативный характер, хотя польза от деятельности негосударственных вузов государству очевидна.

                    В чем, по мнению ассоциации, сегодня явная несправедливость: негосударственный вуз не может участвовать в конкурсе на госзаказ. Те, кто обучается в таком вузе, платят налог и платят за образование. (Получается платят дважды за одно и тоже.) Не участвуют негосударственные вузы и в конкурсе на получение грантов. Сегодня вуз за аренду помещений выкладывает столько же, сколько хозяин за булочную – без всяких льгот. Ассоциация согласна, что в разных вузах учат по-разному. Но значит, нужно ужесточать правила аккредитации. Какой смысл смотреть на количество докторов и профессоров, если они кочуют из одного вуза в другой? А может, есть смысл судить по конечному результату? Сколько выпускников, например, устроились работать по специальности. И здесь члены ассоциации привели такой пример. Почти 70% выпускников большинства российских госвузов не работают по специальности. И почти 80% выпускников негосударственного сектора трудоустраиваются исключительно по приобретенной специальности. Получается, что госвузы бросают деньги на ветер, а негосударственные бьют в самую точку...

                    Подразделы

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |