ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Развитие образования

                    На прошлой неделе правительство обсудило «Приоритетные направления развития образования». Рассказывает «Новая газета» от 20 декабря. В школах РФ предлагается ввести 12-летку по схеме: 2+4+4+2. Первые два года — «предшкола», в которой обучение начинается с 5 лет. Далее 4 года начальной школы, 4 года — основной (неполная средняя) и 2 года — старшей (полная средняя). Окончив школу по этой схеме, выпускник имеет возможность поступить в вуз, получив (еще в школе) образовательный ваучер или взяв «в долг» у государства. Но если начинания министерства будут реализованы, то в ближайшие годы бесплатного образования, скорее всего, не станет. Не только вузы, но и обычные школы смогут вполне официально брать деньги за обучение, — об этом заявил министр образования.

                    Нынешняя концепция — плод полугодовых размышлений Министерства образования. Министр Фурсенко, прежде далекий от проблем школ и вузов, после назначения взял «тайм-аут»: разобраться в текущих противоречиях и ошибках своих предшественников. Пока министр молчал, реформой образования активно занялись другие ведомства. Для начала свои поправки предложило Министерство финансов. «Образование, как и экономика, должно быть экономным», — рассудили там и поспешили избавить государство от всяких социальных гарантий в отношении обучающих и обучаемых. В июле из Закона об образовании были исключены пункты о государственных гарантиях приоритетности образования (10% от ВВП), об освобождении образовательных учреждений от налогов и многие другие. Кроме того, высшие учебные заведения (а также профтехучилища) перестали финансироваться из федерального бюджета и перешли в ведение регионов. Осенью свою лепту внесло и Министерство экономического развития и торговли. По заданию МЭРТа Министерство образования разделит вузы на две категории: часть останется государственными учреждениями, часть станет «автономными организациями». Первая категория будет получать деньги из бюджета в прежних объемах, второй финансирование будет урезано (если вообще сохранится).

                    Теперь настал черед образовательным чиновникам принять участие в грядущих преобразованиях. Бухгалтерский подход оказался соблазнительным и для профильного министерства. Введение двенадцатилетнего образования чиновники объясняют повышенными нагрузками в существующей школе. «Перегрузка российских школьников по сравнению с западными странами — 20—25 процентов… Нагрузка запредельная и не всегда эффективная», — заявил после заседания правительства министр Фурсенко. И рассказал о способах борьбы с «неэффективной нагрузкой». Базовый учебный план, определяющий количество уроков в неделю на одного школьника, будет сокращен. Дети станут учиться меньше. «Позвольте, — возразят многие родители. — Наши дети должны углубленно заниматься математикой, учить второй язык». Такая возможность сохранится, но, судя по всему, станет доступна только ученикам из обеспеченных семей. «Наша задача — это предоставить легальную возможность на всех уровнях образования людям платить деньги там, где они считают, что они хотят получить что-то дополнительное сверх того, что оплачивает государство», — сказал Фурсенко. Получается, дело вовсе не в том, чтобы сократить расписание на двадцать пять процентов! Просто некоторые предметы станут «дополнительными», а значит, за них надо будет заплатить.

                    Повышение оплаты учительского труда — так уж получилось — опять не вошло в круг приоритетных задач. И у директоров школ опять будет велик соблазн сохранить педагогические кадры за счет родительского кошелька. Тревожит и содержательная часть грядущих изменений. Ведь двенадцатилетка, и профильное обучение, и ЕГЭ неоднократно подвергались критике с самых разных сторон. Складывается такое впечатление, что дискуссии прошлых лет нынешнее руководство образования намеренно проигнорировало. Неслучайно, видимо, разработку документа сравнивали с заговором: авторы «Направлений» до сих пор неизвестны, а общественность допущена к обсуждению не была.
                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |