ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Закон о льготах

                    Закон о льготах обсуждался долго и крайне оживленно. Когда же он был принят в рекордные сроки, шум поутих. И мы как-то перестали задумываться, что этот закон потянул за собой изменения еще в 155 законах. В том числе - в "Законе об образовании". О проблеме – «Учительская газета» №40.

                    Нашумевший закон о льготах имел основной задачей разделить полномочия федерального центра и регионов, а вернее - снять ответственность центра за судьбы льготников. Новый "Закон об образовании" построен точно так же. Итак, сравниваем. Первое: в новом законе полностью снята статья 40 ("Государственные гарантии приоритетности образования") - про защищенность бюджетных статей, про детские пособия. И забудьте про 10 процентов от ВВП на образование. Национальный продукт отдельно, образование - отдельно. По новому закону центр не обязан ежегодно устанавливать долю отчислений от федерального дохода на финансирование образования. И вообще, теперь "регионы отвечают за обеспечение государственных гарантий" в отношении прав на получение бесплатного общедоступного начального и среднего образования. Кстати, при этом регионы по закону не имеют права сами устанавливать льготы (в дополнение к федеральным) ни ученикам, ни учителям.

                    Из закона (в варианте 2) также ушло, что государство гарантирует "финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста". То есть теперь о доступности дошкольных учреждений всем желающим речь не идет. Значит, сколько детсад запросит (да что там - затребует!), столько родителям за ребенка и придется выкладывать. Нет средств? Идите мимо! Хотя самому детсаду что остается? Его, считай, на хозрасчет сажают. А платить за все придется родителям. Федеральный центр снимает с себя ответственность и перед учителями. Зарплаты вам, дорогие учителя, по новому закону будут устанавливать власти муниципальные. И, к примеру, в Ростовской области вам будут платить одни деньги, в Костромской другие, а в Амурской свои зарплаты будут. Кому сколько местные власти положат, кому сколько свой бюджет позволит. И никто не обещает, что новые учительские зарплаты станут выше прежних. Может, где и уменьшатся. К тому же центр отказывается от того, чтобы от себя давать льготы сельским учителям. И значит, сельские льготы теперь будут целиком на решении губернаторов. Как, кстати, и деньги "на методлитературу" - это тоже отдано на откуп местным властям.

                    Ученикам теперь не будет никаких бесплатных проездов, а также бесплатного питания. Что же касается детей с отклонениями в развитии (а школ для таких несчастных детишек в стране великое множество), так всё - никакого, как раньше, финансирования по повышенным нормативам. Спецшколы для особо одаренных детей, которые особо же финансировались, тоже будут приведены к общему, весьма среднему, знаменателю. Кстати говоря, пункт старого закона: "Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся полностью компенсируется государством" в новом законе отсутствует. При поступлении в профучилища (муниципальные, разумеется) никаких льгот инвалидам и сиротам уже не будет. Более того, в старом законе был пункт о том, что "государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях выпускников - детей-сирот, детей с отклонениями в развитии; разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей?". В новом законе этот пункт отсутствует. Что можно понять так: никаких государственных гарантий в части социальной защиты детей.

                    Есть еще два нововведения. Первое: совместное учредительство теперь не для муниципальных школ. У них может быть только один учредитель, понятно какой - муниципальные власти. Вроде бы нас, родителей, это напрямую не касается. На самом деле очень даже. Потому что много учредителей, значит, у школы есть внебюджетные средства. "Внебюджетку" можно пускать на приобретение учебных пособий, оргтехники, на текущий ремонт, на оплату детских экскурсий - много на что. Единоличный учредитель - муниципальная администрация - вряд ли сможет обеспечить своим школам столь же благоприятные условия. Тем более что регионы лишаются права устанавливать местные налоги на цели образования и формировать собственные "фонды развития образования". У школ, профучилищ и вузов, правда, остается возможность самостоятельно зарабатывать средства, но - и это вторая новация - их лишают собственного баланса и собственных расчетных счетов в банках. Останется только лицевой счет. Есть ли разница? Есть, и принципиальная. По сути, мы возвращаемся в те времена, когда на все школы, скажем, района была одна - централизованная - бухгалтерия. Так что директорам свои деньги приходилось буквально выпрашивать. Теперь так же будет. Но мало того, в старом законе был пункт: "Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения?" В новом законе этого пункта нет. То есть могут изъять, а значит, никаких тебе накоплений. Из всего этого следует только один вывод: школы станут беднее, что обязательно скажется на качестве образования. Новый "Закон об образовании" вступит в действие в январе 2005 года, тогда и придет время великих школьных перемен. Во-первых, начнется расслоение регионов: те, что побогаче, смогут сохранить и поддержать свои образовательные системы, бедные, дотационные, будут их терять. А еще можно ожидать массового исхода учителей из школ. Дорога в вузы окажется перекрытой для большинства абитуриентов. И не только по причине дороговизны высшего образования, но еще и потому, что даже внутри отдельного региона будет нарастать разрыв в качестве подготовки учеников в городских, столичных школах и маленьких сельских. Хотя надо ждать, что школы начнут закрывать одну за другой, а оставшимся придется работать в две, а то и в три смены. Так что и здесь говорить всерьез о качестве образования не придется.

                    Подразделы

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |